понедельник, 26 августа 2013 г.

Пыль веков. Гумбез Манаса.

В долине Таласа у подножия скалистого холма Манастын Чокусу стоит, известный каждому кыргызу, Гумбез Манаса. Столь редкое сооружение из обожженного кирпича и резной терракоты могло быть провинциальным подобием знаменитых усыпальниц древней Согдианы, построенным мастерами из Самарканда и Бухары. Однако, когда исследователи углубились в изучение очень своеобразных орнаментов Гумбеза, то с удивлением обнаружили, что по стилю своих решений они были близки к узорам кыргызских шырдаков и ала-киизов.
Уникальный памятник истории кумбез (мавзолей) Манаса расположен в 22 км от города Талас на северо-востоке от города. Он относится к достопримечательностям эпохи Великого Шелкового пути, которые сохранились и до наших дней.
Памятник средневековой архитектуры в Кыргызстане, в верховьях р. Талас, усыпальница Кянизяк-хатун, дочери эмира Абука, по легенде - гробница богатыря Манаса. Построен в 1334 году.
Согласно одной из легенд, гумбез был построен сыном Манаса Семетеем, который перенес тело убитого отца в Ахырташ. По другой, более распространенной легенде, гробница была построена женой Маанаса Каныкей, которая приказала написать на гробнице имя одной богатой женщины, чтобы отвлечь внимание врагов.
Гумбез Манаса расположен на берегу реки Кенколь, на месте ее слияния с рекой Талас, у подножья горы, которую в народе называют "Наблюдательный пост Манаса".
Неподалеку от Мавзолея расположено древнее кладбище, датируемое 1-4 веком н.э. 
Декоративная облицовка Гумбеза необыкновенна. Здесь и строгость геометрического орнамента и неудержимая фантазия растительного узора, создающего динамичную, насыщенную на ритмике и настроении картину. Для знатоков кыргызского орнамента не составило труда узнать в этих узорах душу и почерк народа.
Гумбез Манаса представляет собой портально-купольный кирпичный мавзолей с внутренним стрельчатым куполом и внешним ребристым шатром на рубчатом барабане, венчающим почти кубический объем. Портал с входной стрельчатой нишей и колоннами с разнообразными наборами фигурных поясков облицован резными терракотовыми плитками с тонким орнаментом и надписями. Орнаменты Гумбеза - богатый пример взаимопроникновения узоров декоративно-прикладного искусства в архитектуру и наоборот.
Основное место в композиции фасада Мавзолея занимают полосы с надписям на исторические и религиозные мотивы. Одна из надписей выполнена в "куфическом стиле" (древние заостренные фигуры из арабского алфавита). В ней повторяется слово "аль-мулк" (сила, руководство), представляющее собой аббревиатуру хвалебного восклицания "Власть принадлежит Аллаху!".
Другая надпись, выполненная в стиле "дивани" гласит: "Это величественный Мавзолей добродетельной, целомудренной и самой прославленной женщины Кенизек-Хатун, дочери эмира Абука". Дальнейшая часть Мавзолея, с частью надписи перечисляющей многочисленные достоинства Кенизек-Хатун не сохранилась. Осталось лишь слова "четыре" и "Рамадан".
В стиле и манере написания, прослеживаются аналогии с надписями других архитектурных памятников, построенных на территории Средней Азии во второй половине 14 века н.э. 
Существует поверье, что в этом Гумбезе похоронен Манас - легендарный герой кыргызского эпоса. Связанная с ним легенда гласит, что мавзолей, которому нет равных по красоте и величию, возвела любимому мужу Каныкей. Однако это всего лишь красивый народный вымысел. На самом деле, как установил ученый М. Е. Массон, мавзолей сооружен в 1334 году для погребения дочери эмира Абуки.
Как подтвердили раскопки, мавзолей не имеет отношения к эпическому герою Манасу, с именем которо­го связывает этот мавзолей народная молва. Этот мазар является надгробным сооружением, где похороне­ны останки отца и дочери, точные даты жизни которых остались нам неизвестными. В надписи эти даты были указаны, но плитки облицовки с этими данными выпали и утеряны.
Мавзолей был построен накануне походов Тимура, создавшего и на Таласе (в частности в г. Шельджи) опорные базы для похода на Китай. В то же время в недрах Могулистана поднимались на борьбу за незави­симость кыргызские племена, лишь в начале XVI века, то есть почти через 150 лет, заявившие о себе на Тянь-Шане, в том числе и на Таласе.
Поэтому гумбез Манаса - это памятник, а не усыпальница, считают в Киргизии. Именно затем, чтобы останки богатыря не были осквернены, он был захоронен среди никому неведомых скал, где были положены и его сокровища, Его верная подруга Каныкей. чтобы изготовить памятник Манасу, призвала мастеров из Бухары и Самарканда; и здесь эпос прав, ибо в мастерстве этого сооружения чувствуется опыт зодчих Мавераннахра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Seo анализ сайта