среда, 12 июня 2013 г.

Таш-Рабат. История и легенды.

Историки и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, кто, когда и зачем построил в малонаселенной местности величественный Таш-Рабат - самое большое и сложное сооружение из камня, не имеющее сохранившихся аналогов на огромных пространствах от пустыни Гоби до Каспийского моря. Одни исследователи считают его христианским монастырем, служившим торговым караванам постоялым двором, другие настаивают на его оборонительном значении. Подробное знакомство с уникальным памятником и его окрестностями, а также изучение письменных источников по истории азиатского средневековья не дают окончательных ответов, а лишь разжигают интерес к загадке удивительного бастиона.
Чокан Валиханов, внесший огромный вклад в изучение истории и географии Кыргызстана, считал, что Таш-Рабат был построен шейбанидским правителем Абдуллах-ханом, в конце XVI века ненадолго распространившим свою власть из Бухары почти на весь Туркестан. «По стилю Таш-Рабат принадлежит к лучшей архитектурной эпохе, чем теперь в Кашгаре», - писал Валиханов в 1959 году. Но мнение выдающегося просветителя не находило подкреплений в исторических источниках или археологических данных, и потому его авторитет не препятствовал другим исследователям выдвигать собственные гипотезы.
В 1901 году известный ориенталист и краевед Н.Пантусов, исследовав Таш-Рабат, обратил внимание на легенды, сохранившиеся у местных жителей. По одной из них, напоминающей сюжеты из Библии, на здешний край за грехи людей Всевышним было ниспослано страшное наводнение, погубившее всех, кроме двух благочестивых праведников - отца и сына, начавших строить большой каменный храм у вершины горы, где им удалось пережить потоп. Правда, сын не закончил строительства, потому что ушел вслед за караваном, с которым ехала прекрасная девушка, и тяжелые камни немощному старику помогали складывать проходящие мимо паломники.
Другая легенда говорила, что в давние времена, когда жители гор еще не были правоверными мусульманами, а поклонялись огню, поливая его салом, из далекого Рума (Византии) пришел святой - предводитель какого-то религиозного братства со своими последователями. Все они были могучими богатырями, и потому очень быстро построили из каменных глыб неприступную крепость. Но вели в ней скромную жизнь отшельников, лечили и просвещали окрестный народ и давали приют странникам.
Есть и такая легенда:
В давние времена жил могущественный хан, у которого было два сына. Несмотря на разницу в годах, оба радовали отцовское сердце, и старик так и не знал, кому отдать предпочтение.
Однажды хан призвал старшего сына и сказал ему:
- Я уже стар, и недалек тот день, когда власть в ханстве полностью перейдет к тебе. Но чтобы я мог спокойно умереть, покажи, сын мой, на что ты способен.
Прошло некоторое время, пришел старший сын к отцу.
- Велико и богато наше ханство, - начал он, - но оно могло бы быть еще богаче.
Хан удивленно посмотрел на сына, ничего не сказал и приготовился слушать дальше.
- Да еще богаче, - повторил сын. Я бы снарядил в чужие земли караваны наших товаров, а потом пригласил бы приехать купцов к нам. Пусть караваны проходят и по нашей земле. И еще я бы построил такой караван-сарай, в котором каждый нашел бы кров и гостеприимство.
- Ну что ж, будь по твоему.
Вскоре старый хан умер. Отдал старший сын все почести умершему и отправился с караваном в чужие земли, а когда возвратился, начал готовиться к встрече купцов из других земель.
Задумал он построить такой караван-сарай, который простоял бы тысячу лет. Собрал он со всех концов своей страны самых известных мастеров, и началась работа. Много лет возводился каменный караван-сарай. И вот, наконец, его построили. Всех, кто видел его, поражал он своей красотой и величием. Ширина стен была не меньше любой крепости, помещения были просторными, а главный купольный зал имел три сводчатые ниши.

Слава о Таш-Рабате - так назывался караван-сарай, разнеслась повсюду. Многие купцы сворачивали с других дорог, к Таш-Рабату, чтобы насладиться его гостеприимством.
С каждым годом все больше богател хан, да и подданным его кое-что перепадало.
Но вот умер он, и ханом стал его младший брат. Давно уже мечтал он о другой славе. Собрав отряд воинов, он нападал на мирные караваны, грабил их, а в караван-сарае складывал награбленное.
Неизвестно, сколько бы это все продолжалось, но соседние ханы пошли на него войной.
Засел хан со своими воинами в караван-сарае, но не помогли ему толстые каменные стены. Сильнее оказался его противник. Погибли воины, погиб сам хан, а от Таш-Рабата остались одни развалины, как немой укор хану-грабителю.
Многие современные ученые в Кыргызстане придерживаются, однако, категорического убеждения, что в письменных источниках XV-XVI веков содержатся совершенно точные и недвусмысленные указания на то, кто и когда построил Таш-Рабат. Действительно, в главе 27 первой книги исторического сочинения Мирзы Хайдара Курекандуглата «Т’арих-и Рашиди» написано, что эту крепость построил Мухаммад-хан - один из правителей Могулистана, тюрко-монгольского государства, образовавшегося после распада империи Чингисхана на месте улуса Джучи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Seo анализ сайта