вторник, 21 мая 2013 г.

Боомское ущелье.

 Название Боом означает «злой дух» - ущелье приобрело это название, после осознания всех трудностей и испытаний, которое оно обрушивает на всех, кто пытается его пересечь. Первым, кто это осознал, был русский исследователь 19 века Петр Семенов Тян-Шанский, побывавший здесь в 1850 году. Он написал в своих заметках следующее:
«Боомское ущелье это смертельная ловушка. Мы едва могли продвигаться по нашему пути, который не всегда пролегал по берегу реки, так как отвесные скалы обрывались совершенно вертикально, заставляя нас лезть верх по этому каменному коридору. Во избежание таких обходов, мы, где это было возможно, переходили по реке, борясь со стремительным течением, которое укрывало огромные камни и каждую секунду намеревалось смыть нас прочь.»
Семенов со своей командой потратил двадцать один день, чтобы преодолеть ущелье в 22 километра .
По пути из Бишкека на озеро Иссык-Куль, на 112 км дорога переходит в Боомское ущелье (местные жители называют коротко Боом), которое расположилось на границе хребтов Кунгей Ала-Тоо и Кыргызского Ала-Тоо, в среднем течении реки Чу. Протяженность этого ущелья 30 километров, оно является соединением между известной Чуйской долиной и прекрасной Иссык-Кульской котловиной. Краснооктябрьский мост, перекинутый через реку – это административная граница двух областей.
На старых картах река Чу то впадает в озеро Иссык-Куль, то вытекает из него, а то и протекает как ныне мимо. Так было и на самом деле - вековые колебания уровня Иссык-Куля подтверждаются палеогеографическими и археологическими данными. С 19 века во время исследований Семенова река Чу соединялась с Иссык-Кулем во время паводков протокой Котмалды, что и было зафиксировано ученым.
В 1868 году туркестанской саперной ротой была начата разработка Боомского ущелья и продолжалась натуральной повинностью местного населения. С 1 декабря 1870 года отсюда началось вьючное сообщение с г. Караколом по северному берегу озера, а с 1871 года сообщение стало колесным. Автомобиль по Боомскому ущелью впервые прошел в 1926 году.
Чтобы проехать в Иссык-Кульскую область, ранее было необходимо иметь путевку – билет для проживания в одном из многочисленных санаториев и курортов, которые растянулись по всему берегу озера. До недавнего времени, возле Поста Гаи, образовывались длинные очереди автомашин. В эти дни, большинство людей просто проезжают там мимо и не останавливаются – или просто притормаживают.
Через ущелье также проложена железная дорога, которая соединяет Бишкек и Балыкчи. Она была построена в 1948 году, ее протяженность 189 км. В некоторых местах ущелья она очень высоко возвышается над авто дорогой, а в некоторых проходит рядом с ней.
Происхождение Боомского ущелья является одной из интереснейших географических загадок Тянь-Шаня. Оно непосредственно связано с геологической историей озера Иссык-Куль и реки Чу с тем временем, когда высотный уровень расположения озера и реки был значительно выше современного.
В то время река Чу впадала в озеро, переполняла его и давала ему исток через хребет в том месте, где ныне находится Боомское ущелье. С течением времени Чу, постепенно углубляя своё русло, прорыла Боомское ущелье; вместе с тем, унося вследствие углубления истока всё больше и больше вод Иссык-Куля, Чу значительно понизила уровень озера, и, наконец, вследствие пока ещё неизвестных причин, совсем перестала впадать в него.
Природа и рельеф Боомского ущелья очень многогранны и непредсказуемы. С одной стороны вас окружают густые леса стройных и высоких елей, каменистые обрывы, шумные воды горной неспокойной реки, которую так полюбили отчаянные поклонники рафтинга. С другой стороны – гладкие холмы, покрытые высокогорными травами и петляющая ветка железной дороги. Спускаясь в низовья ущелья, незаметно оказываешься в тисках скалистого каньона, и вдруг, совершенно неожиданно и одномоментно попадаешь в каменное царство каньонов Сулуу-Терек. Свое название горная цепь каньонов получила благодаря одинокому серебристому тополю, который вопреки жестким погодным условиям и засушливому климату, вырос в этой местности, где и вода-то бывает только дождевая. В честь этого свободолюбивого и стойкого тополя каньоны и получили свое название. Сулуу-Терек в переводе с кыргызского языка означает «Одинокий Тополь»
Если пройти 5-6 км по пересохшему руслу некогда бурной реки, то можно увидеть запутанные лабиринты и длинные серпантины каньонов. Особенность этих каменных изваяний из красного песчаника в том, что эта местность практически лишена какой-либо растительности. Голые, высокие истуканы, со всех сторон обдуваемые шквальными ветрами, несгибаемо и стойко стоят на своих местах, словно повторяя подвиг одинокого серебристого тополька.
В засушливом пустынном каньоне Конорчек воздух пропитан пылью, сухостью и, кажется, у него нет даже запаха. В сухих каньонах нет ни воды, ни осадков, ни холода. Складывается непреодолимое ощущение, что все замерло в этом Эоловом Царстве немых великанов, и на этом фоне всеобщей пустоты и тишины еще звонче и отчетливее ощущается мистическое дыхание древних легенд. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Seo анализ сайта