четверг, 21 марта 2013 г.

Праздники

Нооруз

Народы Средней Азии и Ближнего Востока издавна отмечают праздник Нооруз, символизирующий наступление весны, в день весеннего равноденствия. 21-22 марта светлая часть суток начинает увеличиваться, а темная — уменьшаться. Это и есть начало нового года по восточному календарю.
История праздника Нооруз уходит корнями далеко в древность, к древнему Ирану, где этот праздник до сих пор считается Новогодним фестивалем. Этот праздник также отмечается на территории всей Центральной Азии.
Слово «Нооруз» обозначает «Новый день» (от «ноо» - новый и «руз» - день). Основные дни праздника составляют 21 и 22 марта. В каждой стране и в различных регионах население может отметить это день по-разному, но в Кыргызстане, в основном, Нооруз празднуют с 21 по 24 марта. Эти дни являются выходными.
В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда Нооруз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. 
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой; а в день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое.
В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже — «большой суп» — одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем. 
После всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. 
Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества.
День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали: «Уходите, уходите, уходите все напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» — тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. 
Нооруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря и не имеет никакого отношения к Исламу, как считают многие граждане Кыргызстана. Тем не менее, этот праздник числится в ЮНЕСКО в списке Культурных наследий человечества (нематериальное) и 30-сентября 2009 года он приобрел статус «международного праздника». Нооруз отмечают в Афганистане, Иране, Азербайджане, Татарстане, Башкорстане, Дагестане, СУАР, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Турции и в Странах Центральной Азии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Seo анализ сайта